Истоки тока, или зачем нам генератор

Истоки тока, или зачем нам генератор

Спроси любого неспециалиста — «Откуда в автомобиле электричество?» — и он ответит, не задумываясь: от аккумулятора! И будет на 90 % неправ...

Спроси любого неспециалиста — «Откуда в автомобиле электричество?» — и он ответит, не задумываясь: от аккумулятора! И будет на 90 % неправ: без генератора аккумулятор питает бортовую сеть лишь несколько часов, потом «свет кончается». Разберемся, зачем нам генератор, и почему он порой ломается.

По сути, генератор — это миниатюрная электростанция, питающая бортовую сеть автомобиля. Помните в общих чертах, как устроена ГЭС? Вода вращает турбины (роторы), и в гигантских обмотках (катушки медной проволоки) возникает ток. Так же и в автомобиле: ротор генератора приводится клиновидным (поликлиновым) ремнем от коленчатого вала мотора, при этом за счет разницы в диаметре шкивов ротор генератора вращается в 1,8—2,5 раза быстрее, чем коленвал ДВС. Бешеное вращение ротора вырабатывает индукционный ток, что позволяет питать осветительные приборы, аудиосистему, кондиционер и т. п. А главное — генератор подзаряжает аккумулятор, и даже на холостом ходу!

Ток, образующийся в обмотках генератора, является переменным, и величина напряжения зависит от частоты вращения коленвала. Однако бортовые системы авто нуждаются в токе постоянном и определенной величины (13,8—14,7 Вольт), поэтому в корпусе генератора смонтированы выпрямители тока и регуляторы напряжения. Так что, когда вы едете быстрее (обороты коленвала выше), фары ярче не горят, и магнитола громче не играет — но аккумулятор заряжается быстрее. Если ваш генератор неисправен, а вы долго стояли в пробках (обороты почти холостые, а кондиционер и аудио исправно работают вовсю) — аккумулятор можно подсадить. И на следующее утро ваша севшая «батарейка» может не завести авто.

Почему ломается генератор

Чаще всего генератор выходит из строя из‑за естественного износа и коррозии. Крошатся подшипники, стираются щетки (они «снимают» ток с обмотки и передают его в сеть), изнашиваются контактные кольца. Подшипники современных генераторов рассчитаны на пробег 150—200 тыс. км, иногда больше — зависит от модели авто. Люфт в подшипниках может вызвать радиальное биение ротора, он начнет задевать обмотку (статор) и вызывать короткое замыкание.

Провода и контакты генератора со временем разъедаются коррозией, поэтому наружные клеммы обычно защищают резиновыми колпачками. Когда резина рассыхается от времени, коррозия может дать сбои в напряжении и вывести из строя регуляторы напряжения и выпрямители.

Но самая распространенная причина поломки генератора — растяжение или обрыв приводного ремня. Водитель зачастую не слышит и не замечает обрыва, и бортовая сеть и аккумулятор остаются без подзарядки.

-Горит/мигает контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе. „„

-АКБ или хронически разряжается или, напротив, перезаряжается («выкипает» электролит). „„

-Тусклый свет фар при работающем двигателе. „„

-Свист ремня генератора, другие посторонние шумы.

Если сломался генератор, а до сервиса далеко

Днем и при свежем аккумуляторе вполне возможно проехать несколько сот километров и без генератора: АКБ без подзарядки «пропитает» бортовую сеть 3—5 часов. При этом нужно отключить все лишнее: кондиционер (он самый прожорливый), магнитолу, вентиляцию и фары (в светлое время суток). У современных инжекторных машин бензонасос, форсунки и бортовой компьютер — уже приличная часть энергопотребления.

Однако имейте в виду: на автомобилях последних поколений предусмотрена защита аккумулятора от глубокого разряда. Поэтому рассчитывать на езду без генератора в течение нескольких дней не стоит! Если вы путешествуете на двух или более машинах, можно протянуть дольше: каждые пару часов меняться АКБ, подзаряжая аккумулятор «больного» авто здоровым генератором.

И все же лучший совет — следить за состоянием генератора и вовремя менять приводной ремень.

Источник: shans-auto.ru

Фото с сайта: shans-auto.ru

Автор: Павел Веселовский

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >